ECOgolik.ru
Партнеры на маркетплейсах
Реклама
ГлавнаяСтатьиРубрика Эко-детство
Весна - время школьных субботников. Почему у наших детей нет энтузиазма?

Весна - время школьных субботников. Почему у наших детей нет энтузиазма?

18 апреля 2016
3
Весна - время школьных субботников. Почему у наших детей нет энтузиазма?
Наступила пора весенних субботников. Как отрадно наблюдать за дружным коллективом: дети шумят, тешат молодецкую силу, наводят порядок, заботятся о природе. 

Поработать на свежем воздухе, вместо того, чтобы сидеть в душном классе, куда интереснее. Вчера еще территория была усеяна мусором, сопревшими листьями и еще кое-чем, а сегодня это настоящий оазис, - земля притихла в ожидании свежей поросли. Спасибо, ребята! 

Суровая действительность 

Но это только на первый взгляд. Существует обратная сторона “субботника”, и многим родителям она хорошо известна. Что на самом деле приходится разгребать после долгой зимы нашим детям? Странно, но для некоторых граждан не существует ни законов, ни простых истин. Ведь вокруг школы убирают дети, а не дворники! 
 
Ну, ладно, оставим вопросы антисанитарии на их совести. Вернемся к детям, вяло сгребающим листву под музыку в наушниках. Или напротив, очень даже активно. Современный школьник находит лучшее применение инвентарю. Парни, например, устраивают рыцарские турниры на граблях, и в этом состязании обязательно бывает побежденный, разумеется, с надлежащими увечьями. Девушки - делают селфи в стиле “кантри”. Какая уж тут забота о природе. 

Да, нелегко приходится классным руководителям. Но участок должен быть убран и убран хорошо. Вот, и получается, что субботник - настоящий стресс как для детей, так и для взрослых. Почему так происходит? Давайте подумаем вместе. 

Как это было у нас 

Вспомните времена, когда мы были в том возрасте, что и наши дети сейчас: мы, такие же активные, выходили на наши пришкольные участки и, по сути, делали то же самое. Только в нашем распоряжении не было больших удобных пакетов для мусора,- листья таскали носилками. И как-то не возмущались, что работать приходится голыми руками. А главное, делали свою работу с другим настроением. Конечно, до энтузиазма было далеко, но горел-таки внутри огонек. Убрать свой участок лучше, чем параллельный класс, услышать слова похвалы на линейке, да и просто любоваться своей работой, замечая, как пробивается травка и желтеют яркие солнышки одуванчиков. 

Вы правы, у нас был мотив и стимул работать хорошо. Пионерская организация и комсомол проводили свою линию и направляли сознание подростков, куда нужно. Не все было плохо. А теперешнее поколение растет без идейной подпитки. Так может ее создать самим? Чтобы детьми двигала, например, идея заботы о природе, эстетическое чувство прекрасного. Чтобы они чувствовали, что от их маленького вклада зависит одно большое дело, благополучие окружающей нас среды. Ведь им жить в ХХI веке.

Какой же выход? 

Жестче обращаться с детьми, держать в ежовых рукавицах? Можно, и это местами дает хорошие результаты. Но что потом? Ребенок растет в узких рамках дозволенности, его “ведут”, контролируют. А когда он сам будет учиться находить ответы, как поступить в конкретной ситуации, как ответить на агрессию извне? Воспитывая в строгости, мы отучаем ребенка думать и быть ответственным за свою жизнь и поступки. 
 
А если с малолетства поддерживать его естественный интерес ко всему происходящему? Хочешь помочь маме мыть пол - пожалуйста. Заинтересовался метлой дворника двухлетний мальчуган - не ругайте, пусть потрудится! А какую радость доставляет малышам расчищать дорожки от снега! Вот, где благодатная почва для воспитания настоящего Хозяина. 

Очень рекомендуем почитать интересный пост нашего эко-блоггера Bella на эту тему https://ecogolik.ru/blog-bella-10944/eko-myshlenie-u-nashikh-detey/. Действительно есть чему у нее поучиться.

Что советуют профессионалы? 

Известный педагог Юлия Гиппенрейтер рекомендует не взваливать на неокрепшие плечи поручения, а идти постепенно. Сначала некую работу мама или папа выполняет сам, а малыш жадно впитывает алгоритм действий, записывает на подкорочку и, конечно, пытается помочь. Здесь очень важно не отбить охоту, даже если вместо помощи детишки нам прибавляют хлопот. 

Затем вы включаете ребенка в процесс: “Я пока пропылесошу, а ты протри свои игрушки”. Замечательный период совместного труда, насладитесь им! И только когда ребенок подрос и прекрасно справляется сам, можно делегировать ему эту функцию безболезненно. “Передача дел” будет выглядеть как признание его дееспособности, как знак уважения его мастерства и здорово сработает на самооценку подростка. 

Наши дети ждут не приказов, а понимания и уважения. Они хотят быть похожими на родителей, так дайте им правильный пример. Объясняйте им, что наш дом на ограничивается стенами квартиры. Прививайте элементарную культуру поведения в общественных местах. Нам ведь приятно, когда нас окружает чистота, так не начать ли с себя? 

И все вокруг колхозное, и все вокруг ничье... 

Помните поговорку советских времен? Нечто похожее творится с нашим обществом и сейчас. Да, времена нелегкие, родителя заняты добыванием лучшей доли, а дети тем временем растут. Мы не успеваем оглянуться, как наш ребенок выпускается из садика, сдает ЕГЭ, покидает родительское гнездо. Все ли мы успели вложить в его душу? Не ждет ли нас горькое разочарование от того, что упустили время? 
 
Друзья, возможно, вы не согласитесь с нами полностью - сколько людей, столько мнений. Но нас действительно волнует проблема “искусственности” подрастающего поколения и равнодушия к природе. 
 
А как вы приобщаете своих детей, малышей или подростков, к труду и благородному делу заботы о природе? Поделитесь своими “педагогическими наработками”, нам и нашим читателям это будет очень интересно!
Комментарии (3)
alt Bella
20 апреля 2016 11:09:09

Спасибо большое за интерес к моему опыту! Не ожидала, что он вызовет такой резонанс!

В субботниках меня напрягает убирание листвы. Есть рекомендации главного эколога Москвы, согласно которым категорически нельзя лишать почву листвы! Она служит защитой для почвы, в ней развиваются микроорганизмы, которые и создают плодородный слой земли. Без него земля истощается. У нас же все превращается в бизнес, и листву коммунальные службы продают, нарушая естественный экологический баланс в палисадниках. 

alt Kristi15
21 апреля 2016 02:20:29

Эх, молодежжжжж!  Вот не припоминаю, чтобы мы в школе с превеликим удовольствием шли на субботник! Ну, надо, так надо, вот и шли и работали, и особо не задумывались о стимуле каком-то.

 В семье закладывается эстетическое чувство прекрасного и любовь к порядку, а не пионерия и комсомол все это делали и направляли "куда нужно".

Статья вызывает двоякое чувство, мысль понятна, все вроде бы правильно, но мне кажется, беспокойство преувеличено. К чему это стариковское "вот мы - да, а вот они..."

Ну,посостязались они на граблях, ну, поделали селфи, в конце концов - это дети, было бы хуже, если бы они не играли и не резвились, а с угрюмым видом убирали бумажки, которые взрослые и набросали.

А вот у взрослых проблемы, если их направляли в свое время "куда нужно", а они все равно после себя кучи мусора оставляют!

alt PtichkaSasha
1 мая 2016 10:48:48

А что плохого в рыцарских боях и селфи?) Думаю, что главное, что все на природе, все заняты делом и в результате всё прибрано. Не важно ради какой цели идёт человек на субботник, главное, чтобы ему это было в радость и чтобы было чисто в итоге. В вашем детстве все тоже было не так сладко и осознанно... Мама мне рассказывала, что никто не хотел идти на эти субботники, на картошку ехать, у всех свои дома, свои огороды, где тоже нужно было вкалывать, но если ты не поедешь на эту проклятую картошку, то будет тебе позор до конца жизни. Так что я просто благодарна, что мы живём в то время, когда нет страха, когда ты свободен в выборе, можешь быть самим собой. В школьные годы мы с удовольствием ходили на уборку территории, наверно благодаря тому, что это было просто весело. Мы пели песни, общались, фотографировались, а когда территория была чистая, то шли пить чай с тортиком. Детей важно заинтересовать, а не напугать. В каждое время, в каждом классе, к каждому человеку свой подход. Кому-то действительно будет важна грамота и соревновательный процесс, а кому-то, как мне, важно само получение удовольствия от дела.