Любознайки Самара
Я уже год как решаю задачу развития образования моей дочки. С одной стороны простой детский сад и школа нашего далекого от совершенства мира. С другой стороны разные и добрые методики развития, вальдорфские школы и сады, система Монтессори и многое другое, очень мягко и позитивно настроенные к ребенку. И результаты так же кардинально разные. Но у всего хорошего есть недостатки. Так и в приглянувшейся мне вальдорфской школе есть один жирный вопрос- насколько ребенок будет готов по окончании её к реальной жизни? К грубостям, несправедливости, холодности? Мы не сможем всю жизнь оберегать и лелеять наших розочек, им нужны свои шипы для защиты. Да и финсовое положение не стабильно- сегодня мы работаем на хорошей работе за достойную оплату, а завтра заболели, предприятие обанкротилось, сокращение, да что угодно. И здравствуй, простая школа/сад!
Так, на одной из августовских прогулок по городу, мы с подружкой увидели объявление у дворца культуры- набор детей по возрастным группам для развивающих занятий. Они захотели пойти ради общения с другими детками по возрасту, а мы просто "за компанию". Когда я позвонила чтобы записаться на занятия, то была приятно удивлена глубиной Любознаек. Как и другие системы развития, Любознайки создавались для работы со сложными детками. Но давайте по порядку.
История Любознаек началась задолго до создания самой программы.
У Мирославы в 1990 году родилась дочь. Она оказалась особенным ребенком с отклонениями в развитии. На протяжении 11 лет Мирослава искала способы лечения и социальной адаптации своего ребенка. Но столкнулась с тем, что ребенка не взяли в школу и отправили на индивидуальное обучение. Но предложенное обучение оказалось сплошной мукой как для мамы, так и для ребенка. Мирослава стала искать частные центры, которые помогли бы её дочери сформировать базовые навыки чтения и счета. Но таких методик не было. В 2001 году Мирослава нашла центр альтернативного обучения, в котором ей помогли разобраться в причинах состояния ребенка. Здесь она научилась принимать своего ребенка, воспитывать и образовывать, имя высшее медицинское образование и не имея педагогического.
За 8 лет обучения и практической работы со своим ребенком и с детьми и родителями центра Мирослава стала профессионалом. За это время было проанализировано множество образовательных и развивающих методик: от проверенных временем до самых современных.
Именно в это время из родителей и педагогов центра сформировалась инициативная группа, которая в дальнейшем и образовала Центр Любознайки под руководством Мирославы.
В 2006 году состоялось наше знакомство с ТРИЗ-педагогикой и началось формирование программы Любознайки. Именно тризовский подход к обучению дочери Мирославы вдохновил её на развитие новой образовательной и воспитательной системы. Инициативная группа сформировала новый Центр в 2008 году, который после нескольких переименований и преобразований стал в 2011 году Центром образования и воспитания “Любознайки”.
За это время сформированная программа была представлена в виде электронных учебников на дисках.
В 2012 году Центр стал членом РАТРИЗ (Российская Ассоциация ТРИЗ)
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач
В 2014 году мы получили авторское свидетельство на Программу образования и воспитания " Развитие речи и формирование творческого мышления ребенка средствами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)" "Любознайки"
С 2011 года проводятся регулярные занятия с родителями Центра в Школе Родительства. Эти занятия помогают родителям грамотно выстраивать отношения со своими детьми.
С 2012 года проводится обучение педагогов работе по Программе. Продается лицензия на пользование программой. Открыты центры в 5 городах России.
Если коротко, то Любознайки это:
- Комплексная программа для дошкольников, созданная средствами ТРИЗ-педагогики
- Готовые методические материалы на каждый урок
- Интерактивные занятия с детьми
- Регулярное повышение квалификации преподавателей
- Высокие результаты учеников, которые служат лучшей рекламой
Я еще нигде не слышала про ТРИЗ-педагоргику.
ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач, создателем которой был наш соотечественник Г.С.Альтшуллер. ТРИЗ — это система методов и приемов, которая позволяет каждому научиться изобретать, решать творческие задачи в любых областях человеческой деятельности.
Изобретательность нужна каждому человека. Мы ежедневно сталкиваемся с различными трудностями. И только сам человек решает, станет ли эта трудность проблемой или превратится в задачу. А задачу, как известно, можно и нужно решить. С помощью ТРИЗ становится возможным найти не один, а несколько вариантов возможного решения и выбрать самый оптимальный для данной ситуации.
ТРИЗ-педагогика помогает детям развивать творческое мышление, учиться решать возникающие жизненные задачи.
Сильное мышление подобно сильному телу. Как спортсмен получает навыки управления своим телом с помощью тренировок, так и ребенок учится эффективно управлять своим мышлением.
Чтобы заложить фундамент мышления, ребенку тоже нужны тренировки — упражнения для развития воображения и логики, выработки навыков получения новой информации и умения воспользоваться ею на практике, способность понять суть ситуации и сделать выводы о причинах её возникновению и возможных последствиях.
Программа «Любознайки» создана средствами ТРИЗ-педагогики. Она побуждает ребенка задействовать все каналы восприятия, развивает образное ассоциативное мышление, прививает позитивный взгляд на мир. Ребенок учится учиться легко и с удовольствием. Программа «Любознайки», используя законы, приемы и методы ТРИЗ, развивает у детей творческое воображение и любознательность, формирует системное, логическое мышление и смекалку, направляет ребенка к исследованию, готовит к решению необычных жизненных ситуаций.
Нашу группу Ведет замечательный педагог и организатор центра «Любознайки» в городе Отрадном- Наталья Ивановна Бармина.
Очень добрая и отзывчивая, мастер в вопросах математики и информатики. Очень чувствуется индивидуальный подход к деткам. На первом занятии моя доченька схватила карандаш и изрисовала белый экран на стене(для проектора), я расстроилась, а Наталья Ивановна только посмеялась на это.
Занятия проходят раз в неделю, когда и меняются задания для детей. Теперь мы ввели ребенку компьютер в обиход- считаем, читаем, учимся говорить, поем. Зато дочка больше не крутится возле него, а реагирует преимущественно на занятия.
Какой же тут недостаток? Занятия платные, учебные материалы на дисках стоят дорого(600 рублей за 1 диск). А купить их надо сразу 5-6 шт.
Зато на второй неделе у нас уже есть мелкие подвижки, расширяется звуковой буквенный запас ребенка, появляется усидчивость, делаем новые для нас физические упражнения. При этом ребёнок учится учиться, что очень облегчит его будущее в образовательных учреждениях. Так же есть общение со сверстниками, что не всегда получается на детской площадке. Ребенка не заставляют сидеть и слушать, наоборот дают свободу действия.