Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

Автор: Bella
Рейтинг: 17443. Город: Москва
Тип волос: неокрашенные, русые, нормальные
Тип кожи: сухая чувствительная
Экоголик о себе: автор статей и интервью об экологичной жизни и красивом бизнесе с 2011г

Этот пост посвящается родителям детей дошкольного возраста . Здесь я расскажу о природосообразной методике обучения детей младшего школьного возраста , которая основана на принципе воспитания в согласии с природой . Я не буду говорить, почему традиционная система образования в младших классах не выдерживает критики. Возможно, кого-то она и устраивает. Я не хочу ни с кем спорить и никого ни в чем убеждать. В данном посте я просто расскажу, как обучение детей в начальной школе может быть ДРУГИМ, более «экологичным», более «естественным» и «натуральным» .

Автором данной методики является Владимир Иванович Жохов , заслуженный учитель России, исследователь-методист, один из авторов популярных учебников по математике для средней школы, профессор челябинского университета. 

Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

Всю жизнь Жохов посвятил тому, чтобы создать систему обучения, удовлетворяющую природным потребностям детей. Он изучил огромное количество методик обучения, включая те, что были принятые в дореволюционной России. Основную идею Жохов позаимствовал у известного швейцарского педагога-гуманиста Песталоцци, который 200 лет назад разработал теорию природосообразного обучения детей. Основной постулат данной теории – оптимальное воспитание и обучение детей должно строиться с учетом естественного развития человеческой природы. Цель воспитания – развитие всех природных сил и способностей человека. Основной принцип воспитания – согласие с природой. Прямо как у Weleda, не находите?! Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

В итоге он создал свою методику, которую принято называть методикой Жохова. 

В.И. Жохов: «Не отрываясь от природных возможностей детей, мы стимулируем то, что есть. А есть очень многое. Сейчас год от года дети все лучше и талантливее становятся. Дети за последние 10 лет поумнели… ».

В чем особенность Жоховской программы обучения?

Программу первого класса жоховские дети заканчивают в сентябре , а до конца года заканчивают курс начальной школы . Т.е. за один год обучения дети легко усваивают программу, которую в традиционных классах дают в течение 4 лет. Остальные 2-3-4 классы по методике Жохова посвящены дополнительной работе по развитию мозга.

В конце 1 класса жоховские дети решают уравнения, вычисления с дробями. В октябре 1 класса дети вычитают и складывают в пределах сотни. На уроке математике дети решают около 200 примеров и задач. 60 примеров в конце 1 класса жоховские дети решают за 5 минут. 

Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

Тогда как 1 класс обычной школы заканчивается сложением и вычитанием в пределах десяти-двадцати и записью двузначных чисел. 

Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

Со 2 класса жоховские дети изучают русскую литературу: Толстого, Достоевского, Пастернака. Рисуют музыку, изучают географию, астрономию, историю, решают нестандартные изобретательские задачи. Таким образом, формируется надежная база знаний для обучения в старших классах. По жоховской методике дети получают больший объем знаний, чем в традиционном классе. Но знания эти дети легко схватывают.

Методика Жохова не предполагает наличие кучи учебников и тетрадей. Учебный материал дети получают непосредственно от учителя. А пишут дети специальными маркерами на вот таких досках. 

Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

Как проходит урок?

На уроках Жохова удовлетворяются естественные потребности детей двигаться и разговаривать. Уроки начинаются и заканчиваются с песни, на каждом уроке проходит зарядка, дети смотрят мультфильмы, читают анекдоты про школу, играют в разные игры, обсуждают с учителем интересные темы. На уроке сначала говорят о чем-то интересном, не о математике, не о русском, а о самолетах, о кораблях, о животных. Дети это вкусненькое «съели», затем можно и про урок поговорить. 

Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

Дети не всегда умеют спокойно разговаривать, они иногда орут и кричат . Но В.И. Жохов объясняет, что таким образом происходит стимуляция роста : «В физике есть такое словечко - «резонанс». Когда ребёночек кричит, его пустотелые косточки начинают вибрировать и расти. Заметьте, мальчики кричат, а девочки визжат. Всё потому, что девичьи косточки тоньше и им нужны более высокие частоты».

Уроки очень насыщены, они проходят в удобном и понятном для ребенка формате. У младших школьников ведущей является игровая деятельность . Поэтому на уроках Жохова дети могут вставать, ходить по классу, тянуть руку к потолку, говорить, подбежать к учителю и прошептать правильный ответ на ушко или поиграть в шепталочку с одноклассниками. 

Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

В обычной школе дети двигаются в 8 раз меньше, чем требует физиологическая норма. На уроке они должны сидеть смирно и молчать. Это противоречит природе растущего организма младшего школьника.

В Жоховской методике есть правило - чем больше движений, тем лучше ребенок думает , больше сберегается его здоровье . Поэтому дети активно отвечают, много говорят хором, поют. По этой же причине первоклассники невероятно быстро адаптируются к школе.

На уроках нет рутины. При этом процесс обучения четко организован, все дети вовлекаются и участвуют с удовольствием.

Все жоховские дети любят школу, им нравится учиться. На каникулах дети считают дни, когда они пойдут в школу. У них нет отчуждения к школе, дети хотят участвовать в жизни школы, в олимпиадах, в конкурсах, хотят учиться. Им интересно.

Благодаря двигательной активности на уроках, усталость не накапливается, а наоборот, хочется бегать и прыгать. Перед каникулами дети плачут, не хотят уходить на каникулы. Для них уроки становятся наградой!

В методике сочетается и обучение, и естественное развитие, и позитивное воспитание детей , а также сбережение и укрепление здоровья . Например, это необычная посадка, при которой растягивает позвоночник, уменьшая нагрузку на межпозвоночные диски . Это полезно для кровоснабжения мозга, оно улучшается в разы. По этой причине дети не устают и не болеют. 

Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

А как же дисциплина?

За дисциплину в жоховских классах никто не борется, но при этом дисциплина устанавливается сама собой. Этому способствует четкое построение урока.

Методика Жохова – сложный комплекс различных элементов, приемов, способов, упражнений, где каждый урок продуман и прописан по минутам. Все необходимые материалы предоставляются учителю на дисках. Учитель веден урок, используя компьютер, экран и проектор. Жохов разработал мультимедийную поддержку к каждому уроку.

Благодаря созданию в классе теплой, дружеской атмосферы, у детей формируются доверительные отношения между собой и с учителем. Они становятся самостоятельными, открытыми, эрудированными. Умеют отстаивать свое мнение и при этом уважать мнение других. 

Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

Методика помогает раскрыться тому, что в детях уже заложено природой: уважение, достоинство, сострадание, склонность к сотрудничеству и взаимной поддержки, желание учится и быть полезным обществу.

Задача взрослых – создать безопасную природосообразную среду, в которой ребенок сможет проявить все свои способности и лучшие качества.

Еще один момент, касающийся дисциплины – это домашние задания . Они выполняются по желанию, но непременно самостоятельно. Родителям запрещено подходить к детям, когда они делают уроки дома.

Как это возможно?

Система основана на принципе природосообразности, что позволяет раскрывать интеллектуальный и творческий потенциал каждого ребенка при сохранении и улучшении здоровья. Дети учатся с интересом и энтузиазмом.

В.И.Жохов: «Работаем без перегрузок. Детям учиться легко, хотя материала они усваивают очень много. Один вопрос тянется на протяжении десятков уроков. Нельзя не понять. Не понял на 3 уроке, поймешь на 20… У нас нет отстающих детей, нет троечников, высокая успеваемость к концу 4 класса у всех детей, у нас все дети отличники и хорошисты». 

Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

Согласно науке нейрофизиологии мозг человека интенсивно развивается до 10-11 лет. Этот период особенно важен в формировании личности ребенка. Поэтому воздействие начальной школы чрезвычайно велико.

Методика Жохова опирается на природу ребенка. Есть понимание, как устроен мозг ребенка. Лобные доли играют важную роль в работе мозга. Они отвечают за оперативную память и внимание, управляют работой всего мозга. Лобные доли начинают активно расти в 4 года с запасом нейронов впрок. Все что не работает, со временем атрофируется. Между 6 и 7 годами происходит лавинообразный сброс. Кризис 7 лет – это сброс неработающих нейронов. Нейронам требуется питание, информация, при обычном обучении ребенок ее не получает.

Необходимо сначала наладить работу лобных долей. На уроках математики по методике Жохова в сентябре-октябре используются специальные упражнения, которые воздействуют на лобные доли. В результате лобные доли начинают работать, как положено.

В.И. Жохов: «Основное время моей жизни ушло на то, чтобы найти последовательности упражнений, связки, которые наиболее эффективно воздействуют на мозг, на лобные доли ».

Для эффективной работы ребенку необходимо использовать оба полушария головного мозга: левое и правое. Традиционная школа ориентирована на левополушарное обучение. Методика Жохова уделяет внимание на восстановление межполушарных связей. В результате активно задействуется правое полушарие. Этот эффект достигается благодаря пению, потому что мозг воспринимает музыку правым полушарием, а ритм и слова - левым.

Дети поют каждый урок под музыку. Песни все подобраны заранее. Дети также учатся слушать классическую музыку. На каждом уроке русского языка – классическая музыка. 

Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

Когда межполушарные связи восстановлены, дальше можно подключать к работе правое полушарие. Оно в тысячи раз мощнее левого.

В.И.Жохов: «Значительную часть операций мы переводим в правое полушарие. В частности, счет ».

В конце 2 класса жоховские дети умножают трехзначные числа в уме без напряга.

В.И.Жохов: «Дети считают не левом полушарием, это очень медленно, а правым. Они получают готовый ответ. Правое полушарие в обычных условиях просто блокируется, в обычной школе не дают им работать... Работает активно весь мозг - вот вам и здоровье».

Дети Жохова и читают по-другому . Дети видят каждую букву, что обеспечивает дальнейшую грамотность. По слогам не читают. Образ слова воспринимается правым полушарием , а чтение по слогам задействует левое полушарие, что неестественно для человека. Поэтому в Жоховских классах дети читают правым полушарием, и в 1 классе у них уже закладывается врожденная грамотность.

Еще одна особенность. В обычной школе алгоритм восприятия построен по женскому типу: послушай, запомни, воспроизведи. Поэтому девочки в обычной школе занимаются в целом лучше. А мальчишки отстают. Причина этого не в физиологии, она носит социальный характер. Для мальчика важно сначала додуматься, догадаться самому. В системе Жохова учитываются особенности восприятия и девочек и мальчиков.

В.И. Жохов: «Моя задача - трансформировать мозг, получить нормального ученика. Подготовить ребенка к обучению в средней школе. Проблема средней школы и старших классов в том, что дети не в состоянии это взять (огромный объем информации). Мы делаем детей, которые могут учиться в средней школе ».

Жохов сумел выстроить целостную систему, когда задачи здоровьесбережения, образования и воспитания решаются в комплексе. Что соответствует естественному процессу подготовки ребенка ко взрослой жизни.

Жоховские дети максимально готовы к обучению в 5 классе.

Высказывания учителей, работающих по методике Жохова :

« Дети работоспособны, любознательны, развиты и готовы к восприятию той информации, которая их ждет в средней школе. Эти дети легко адаптируются, стоят горой друг за друга, потому что они умеют дружить, любят учиться, любят школу и смогут приспособиться к любому учителю» .

« Дети практически не болеют, уходят даже хронические заболевания » .

Был даже случай излечения ребенка от диабета. Улучшается зрение.

Результативность методики Жохова

Директор школы, в которой есть класс по методике Жохова:

« Система Жохова имеет высокую результативность...Мы дали детям Жохова в конце 1 класса конкурсные материалы для 3-4 класса. Результативность их работ сравнима с 4 классом».

«Методика отточена на самое важное – раскрыть в ребенке самого себя. Создать среду, в которой ему было бы комфортно. Они открытые, радостные. К первому полугодию не дерутся ».

В.И.Жохов: «Слабых и неспособных детей не бывает ». 

Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой

Методика Жохова также эффективна для детей с задержкой в развитии и для детей со слабым знанием русского языка, для гиперактивных детей, для тех, кто не проходил дошкольную подготовку, для малого возраста (с 5 лет). Любой коррекционных класс выравнивается по этой методике за год.

Кто может работать по этой методике?

Хочу пояснить, что методика и образовательная программа – это не одно и тоже.

Методика – это совокупность способов и приемов, с помощью которых реализуется содержание образовательной программы.

Образовательная программа – это требования стандартов, разработанных Министерством образования. Эти стандарты определяют, что ребенок должен знать и уметь к концу 4 класса.

Грубо говоря, учитель младших классов должен гарантировать определенный набор знаний и умений, которые должны сформироваться у ребенка по окончанию 4 класса. А с помощью какой именно методики этот набор знаний будет обеспечен, выбирает сам учитель.

Результаты обучения по методике Жохова с большим запасом перекрывают требования государственного федерального образовательного стандарта для начальной школы.

И любой учитель может работать по данной методике без каких-либо ограничений.

Итак, почему я считаю методику Жохова «экологичной», «натуральной»?

  • 1.Методика позволяет развивать ребенка в гармонии с законами природы и с самим собой
  • 2.Методика выравнивает здоровье детей
  • 3.Методика позволяет детям стать самим собой, раскрыть собственный потенциал
  • 4.Методика учит детей не забывать, как быть счастливыми!

А разве не счастья мы хотим нашим детям?

Автор Bella

Отзыв полезен? 9 0
Поделитесь:
FacebookВконтактеОдноклассники

Комментарии (11)

Очень интересная статья👍

от Кияз 30 апреля 2016 09:24:22

Кияз, спасибо!

от Bella 30 апреля 2016 09:48:18

Спасибо за такую подробную информацию! Еще бы найти, где обучают по этой методике в Москве. Нашла только несколько профильных гимназий.

от katrin377 1 мая 2016 08:50:13

katrin377, знаю, что есть такие классы на Арбате, в Южном Бутово. В Контакте есть группа Жохова, где люди ищут друг друга и организовывать такие классы для своих детей.

от Bella 1 мая 2016 09:00:24

Вот это да   У меня как раз идет в первый класс... переживаю...

от Alenka 5 мая 2016 15:39:27

Alenka, если идете в обычную школу, главное выбрать хорошего учителя и верить, что все будет хорошо! А мы вас морально поддержим, если что )

от Bella 18 мая 2016 00:12:14

Bella, спасибо!)

от Alenka 18 мая 2016 00:33:09

классно, никогда не слышала о таком человеке.. обязательно изучу материал- очень интересно, спасибо!! большущее

от Oliko Volodina 18 мая 2016 00:04:13

Oliko Volodina, спасибо за отклик! у вас детишки какого возраста?

от Bella 18 мая 2016 00:10:50

Спасибо за наводку! Моему чуду 1,7, а я уже думаю, как и чему его научат в современной школе? Сама я училась хорошо, поэтому, думаю, что буду помогать ребенку, прививать вкус к литературе, к музыке... Сомневаюсь, что у нас в городе обучают по подобным методикам... Хотя есть время все разузнать!

от malenkaya ledi 29 июня 2016 00:11:03

malenkaya ledi , есть время не только разузнать, но и скооперироваться с другими родителями и организовать класс Жохова в своем городе! )) большинство классов открывают именно родители для своих детей! И я не исключение! К сожалению, из-за переезда в другой город, нам не удалось продолжить обучение по этой системе дальше. Но методика просто Шикарная! После первого класса ребенка могут взять экстерном сразу в третий класс обычной школы!

от Bella 29 июня 2016 08:12:50

Авторизоваться, чтобы оставить комментарий